На вопросы OOHreklama.ru для раздела "Первые лица" отвечает руководитель международных проектов отдела товарного маркетинга компании «Проект 111» Максим Макаров.
OOHrerkama.ru: Какие изменения происходят с товарами вашей категории?
Максим: «Проект 111» — это мультитоварный поставщик мерча и промопродукции. В нашем ассортименте практически все, что ежедневно необходимо компаниям для любых внешних и внутренних маркетинговых коммуникаций. Опытная команда продакт-менеджеров тщательно отбирает товары, регулярно обновляя ассортимент: в прошлом году у нас появилось 1500 новинок.
Как и другие компании, мы вынуждены действовать в окружении факторов неопределенности: новости, которые оказывают и еще окажут влияние на цепочки поставок, товарное предложение и спрос, появляются ежедневно. Поэтому текущие изменения в ассортименте носят в основном тактический характер и принесут результаты сразу или в течение ближайших 2-3 месяцев.
Сейчас, например, ведется активная работа по диверсификации поставщиков, поиску решений по снижению сроков поставки, а также развивается предложение по быстрой допоставке товаров со складов партнеров. Сейчас важно быстро реагировать и быть готовыми к изменению привычных цепочек, иметь несколько запасных вариантов по поставщикам, даже если с текущими все в порядке. Как говорится, на всякий случай.
OOHrerkama.ru: Насколько поднялись у вас цены?
Максим: В среднем цены выросли на 12%, но это среднеарифметическое. Значительная часть товаров вообще не изменилась в цене, а часть выросла на величину не более 30%.
Чтобы поддержать партнеров, мы запустили программу замораживания цен в пределах суммы внесенного депозита. Также мы всегда идем навстречу нашим клиентам и готовы рассматривать возможность предоставления дополнительных скидок для заказов от 200 000 рублей.
Казалось бы, простое решение — проиндексировать все на какой-то процент изменения, и все. Но у нас очень большой ассортимент из нескольких десятков тысяч артикулов, большая часть импортного товара и есть продукция российских поставщиков, которые очень по-разному подошли к вопросу изменения цен. Несмотря на то, что курсы валют недавно снизились, цены у поставщиков в силу разных причин выросли, так что пока рано говорить о какой-то основательной стабилизации прайсов.
С нами работает более 3000 дилеров, рекламных агентств, которые на нас рассчитывают, у которых есть текущие заказы и проекты в различных стадиях согласования с их конечными заказчиками и договорные обязательства, поэтому, когда происходят даже резкие колебания курсов валют, мы стараемся очень аккуратно и взвешенно подходить к изменению цен и всегда сообщаем об изменениях за несколько дней, чтобы клиенты могли зафиксировать текущие сделки.
OOHrerkama.ru: Какие товары уходят с рынка?
Максим: Смотря что под этим подразумевается. Некоторые бренды приостановили продажи и заявили о своем уходе. Их товары действительно могут исчезнуть с рынка. Но на их месте обязательно появятся аналоги.
Среди брендов, с которыми мы работаем, большинство продолжают поставки, некоторые заявили о временной приостановке, но таких, кто заявил о полном прекращении продаж, пока нет. Если говорить о спросе, о том, что перестанут покупать или чего не будет в продаже в силу иных причин, то в кризисные периоды прежде всего снижаются продажи товаров «далеко не первой необходимости». Скажем, уже сейчас видно, что авиаотрасль находится в сложном положении, и если в итоге будет меньше перелетов, то это неизбежно окажет влияние на продажи аксессуаров, связанных с авиапутешествиями.
OOHrerkama.ru: Какие интересные замены на место уходящих товаров появляются?
Максим: Мы пока еще изучаем предложения российских поставщиков на эту тему. Но продолжу предыдущий пример. Если станет меньше перелетов, то люди будут путешествовать другими видами транспорта, и актуальными станут соответствующие дорожные аксессуары.
Да, практически любой товар, который ушел с рынка, можно заменить аналогом по функционалу и дизайну. Но невозможно быстро заменить бренд, маркетинговую составляющую, за которую покупатель был готов платить.
OOHrerkama.ru: На какие группы товаров вы теперь будете делать ставку?
Максим: Каждый раз после очередного кризиса мы наблюдали изменения в предпочтениях клиентов. Как правило, увеличивается спрос на максимально полезные и функциональные подарки. Скорее всего, это произойдет и сейчас.
Кроме того, все заказчики озабочены максимизацией эффективности всех своих действий, и это коснется и выбора подарков. Максимум чувствительности к ценам, максимально разумный выбор. Ожидаем рост спроса на аксессуары для автомобильных путешествий, самостоятельного активного отдыха на природе, базовые модели одежды.
OOHrerkama.ru: Какие действия планируете предпринять для улучшения своих позиций на рынке?
Максим: Так сложилось, в силу мирового логистического кризиса 2021 года, что многие поставки, которые мы ждали перед Новым годом, приехали на склад в январе-феврале 2022. Так что сейчас объем товара на складе близок к максимальному, и это позволяет чувствовать себя устойчиво и уверенно.
Если принять, что все товары одинаково востребованы, то текущего запаса нам могло бы хватить до конца года. Кроме того, в январе-феврале 2022 были размещены заказы на новые поставки, которые мы ждем летом.
Серьезное беспокойство вызывает снижение маркетинговой активности многих компаний в условиях неопределенности. Это мы видим по заметно упавшему количеству заказов в последние две недели. Многие дилеры говорят о том, что их клиенты пока не отменяют маркетинговые программы, но ставят их на паузу. Поэтому значительным улучшением позиций на рынке можно будет считать сохранение объема продаж.