Оставить заявку

Сибирский Левша

08.02.2024

Основатель и руководитель одной из крупнейших рекламно-производственных компаний восточной Сибири "Левша" - Анатолий Колесников. Креативный и деловой коренной сибиряк. 

Анатолий, давайте начнем с Вас. Как давно Вы в этом деле? С чего началась Ваша производственная биография?

 

Интересный вопрос. С компьютером и с компьютерной графикой я познакомился в 1993-м году, будучи школьником. Тогда в Братском институте стоял компьютер IBM 286 c установленной на нем программой CorelDRAW 2. Она много чего не вывозила: приходилось рисовать в каркасном режиме, а чтобы просмотреть результат - ждать около получаса. Версталось все в программе PageMaker под DOS. Это и было начало. Тогда я сделал свою первую визитку.

 

А что это был за институт?

 

Он раньше назывался Братский индустриальный институт. И этот единственный на весь город компьютер стоял в редакции местной газеты «Педагогический вестник Братска». На нем работал мой знакомый, который вошел в летопись Братска как первый компьютерный верстальщик в городе. У него я и учился верстать, в том числе газеты.

 

А на кого Вы учились?

 

Эта профессия не имеет отношения к рекламе. Я начинал учиться на электроэнергетика. Получил диплом инженера. Потом я работал в газете, в редакционно-издательском отделе. Затем перешел в типографию. И в типографии мы в 99-м году купили первый режущий плоттер. Это был RolandCAMM-1. Он до сих пор в строю. Работает и радует нас своею точностью и надежностью. Тогда же, еще в составе типографии, мы сделали первые таблички и первые вывески.

 

Вы работали как наемный специалист?

 

Да, я работал по найму. Позже сделали фирму по продаже материалов для рекламы. Возили пластики, пленки, светодиоды. Тогда первые модули появились Санкт-Петербургского производства. Это были первые российские светодиодные модули, именно их мы возили и пытались продвинуть на рынке. Потом я дошел до должности заместителя генерального директора в обеих структурах: и в компании по продаже материалов, и в типографии. И было решено, чтобы не делать конкуренцию своим же клиентам, рекламную часть вывести отдельно. Я фактически ушел из компании, которая продает материалы и создал свое рекламное агентство. У нас тогда была съемная площадь, где хранились материалы, поэтому мы решили не называть себя громко рекламным агентством, а назвались мастерской рекламы «Левша». Почему Левша? Мы очень долго думали над названием. Были разные варианты, креативные и не совсем. Все-таки Левша — это творческий человек и первый в мире нанотехнолог. К тому же у меня с детства на руке шрам в виде буквы Л. И отпечаток моей левой руки с этим шрамом отражен в нашем логотипе. Такая вот история создания. Это был 2007 год.  Типография отдала наработанную базу клиентов, отдала оборудование: плоттер, термопресс, пару компьютеров с условием, что материалы я буду брать только у них.

 

То есть Вас отпустили, выдав вам стартовый капитал?

 

Да, выдали мне золотой парашют. Сказали, вот тебе база клиентов, вот тебе помещение, вот тебе оборудование, а дальше сам. И я очень быстро понял, что мне нужно дополнительное оборудование. Появился новый заказ на фрезеровку акрила от компании «Актех» (Аккумуляторные Технологии). Им нужно было сделать световые панели с гравировкой фрезером. И под этот проект я купил фрезерный станок. Небольшой, 1,20 м. на 1,20 м., он до сих пор работает у нас на производстве. Это китайский станок, в Новосибирске была компания, которая ими торговала. У них приобрелось это первое оборудование, первый фрезерный станок, на котором мы начали делать вывески.

Изначально мы использовали повсеместную тогда технологию ALS-Elcamet, но не использовали лампочки, сразу перешли на светодиоды. Сначала питерские стали ставить, потом появились WeLed от компании WeMaTec. Они продавали модули, и мы на этих модулях начали собирать. Именно сама технология нам не очень понравилась. Мы начали пробовать себя в технологии пластикового борта. Изучать особо негде было в те времена, но мы шли в правильном направлении. Первую вывеску с пластиковым бортом мы сделали в 2008 году, и она до сих пор висит. Конечно, она уже не светится, потому что модули тех поколений очень быстро деградировали и потеряли яркость. А клиенту не хотелось все это дело разбирать, и она осталась висеть как есть.

По началу мы пользовались только именитыми брендами: композит Dibond, пластик KOMATEX, оргстекло Plexiglas. Потом начали переходить уже на другие виды пластиков, проверяя их. Например, пластик Vekaplan. Когда они только открылись у них были сложности при производстве. Проблема была в том, что пленка отклеивалась со временем. К нам даже приезжал представитель завода, вместе с которым мы проводили опыты. Затем недостаток исчез. И они очень долго были на российском рынке и показали себя с хорошей стороны. Те самые пластиковые буквы еще 2008 года выдерживают и наши температуры. Зимой бывает до -47 градусов, а летом +30, на темной вывеске внутри буквы на солнце до +60.

Со временем я купил первый экстерьерный принтер шириной 1600 мм, который отработал на производстве много лет. Затем под конкретный заказ докупил лазерный станок CO2, и за один этот заказ станок полностью окупился.

 

Анатолий, как вы готовите новых сотрудников?

 

Когда приходит новое оборудование, я в первую очередь сам его изучаю и проверяю. В каждый процесс я вникаю досконально. Зачем это мне нужно как руководителю? Опытных сотрудников в глубинке не найти. Нужно воспитывать, нужно обучать. И пока ты сам не пройдешь через все эти грабли, ты не сможешь научить другого. К тому же я всегда уверен, что могу легко и оперативно заменить любого сотрудника на производстве в случае необходимости.

Если появляется новая технология, мы к ней долго присматриваемся. Тот же самый бортогиб: как только он появился, я начал общаться с ребятами из Сочи, из Магадана, с разных концов нашей страны, чтобы узнать, как при разных температурах он себя со временем поведет. Стало понятно, что для улиц технология не подходит: она только для помещений, а на улице жидкий акрил не выдерживает.

Мы первые в Иркутской области купили бортогиб. Тут арифметика простая: один бортогиб заменяет минимум трех человек. Вот взять стоимость зарплаты двух сотрудников, помножить ее на год и понятно, что бортогиб окупается менее чем за год, даже если он просто стоит.

 

Что из новых технологий в работе используете?

 

За всеми технологиями слежу. Например, тоже одна из модных технологий – 3D печать. Недавно наши партнеры прислали вывеску, сделанную как раз на 3D принтере. Нужно было ее смонтировать. Да, светится борт хорошо, но буквы настолько нежные и хрупкие, что я боюсь, долго они не отработают при наших перепадах температуры. Мы смонтировали вывеску и сейчас наблюдаем, через сколько она начнет разрушаться. Вот если не начнет, то я буду склонен к тому, чтобы купить 3D-принтер под буквы со световым бортом, потому что это очень хороший выход.

Наша площадка, в основном, для заказчиков, и понимание, в какую сторону будет двигаться оформление, а в частности вывески, очень важно.

 

Вы сейчас по поводу вывесок проговорили перспективы, а в целом по визуальному оформлению компаний, как вы видите развитие рынка?

 

С приходом адресных кодов города остается меньший простор для творчества. Не очень нравится делать однотипные вывески. У нас есть клиенты, которым мы штампуем по несколько вывесок в месяц, с одинаковым логотипом. Это неинтересно. А есть проекты уникальные, над которыми нужно подумать, как их сделать, как разработать что-то такое, что никто никогда не делал.

Вот у меня спрашивают, зачем я сделал самые маленькие буквы в мире? Высота буквы всего 0,65 мм. А всё потому, что Левша — это первый в мире нанотехнолог. Я должен был сделать что-то такое. Книга рекордов Гиннеса ушла из страны, а представители подобного российского издания сказали, что это не их формат и они такие рекорды не регистрируют. Так что я это сделал для себя.

Сейчас появляются очень большие возможности делать мелкие световые буквы. Если раньше буквы высотой 50 мм были недоступны, то сейчас это уже реальность. Мы даже делали меньше, 45 мм высотой. Буквы получаются очень тонкие, красивые и аккуратные, их уже можно использовать в интерьере и не только.

 

И есть заказы на такие размеры?

 

У нас был интересный случай в Иркутске. На историческом здании висела очень большая вывеска. Заставили снять, сказали, что нельзя размещать на фасаде, на крыше, только в окнах. Окна шириной 90 сантиметров. Клиент обратился к нам. Попросил сделать в каждом окне по световой вывеске. По проекту буквы были 55 мм высотой. Я решил, что мы сможем это сделать. Для нас это был первый заказ, поэтому, на всякий случай, мы цену немного повысили. Плюс транспортные/командировочные, ибо все вывески мы монтируем сами. Клиент решил поискать, кто сможет сделать подобную работу дешевле. Но все рекламные агентства Иркутской области отказали, сказав, что это сделать невозможно. Заказчик вернулся к нам. Сказал, что заказывает у нас, но в договоре прописываем жесткие штрафные санкции за невыполнение заказа или любое несовпадение с макетом. За 2 дня два сотрудника сделали 9 вывесок. Смонтировали, повесили. Все довольны.

Сейчас заказчики пытаются угнаться за китайцами. А в Китае очень интересный подход к вывескам. У них нет никаких, по всей видимости, адресных кодов. Чем ярче, чем сильнее моргает, переливается, тем лучше. К примеру, буквы с эффектом бесконечного зеркала. Данная технология нами отработана 10 лет назад. Мы сделали по ней несколько объектов для развлекательных учреждений, стойки, промостойки. Технология понятна и достаточно проста, клиенты часто обращаются с этим запросом. Поставить вывеску, чтобы она вся переливалась с эффектом бесконечного зеркала. Но если для детских игровых или казино это еще приемлемо, то для салона одежды - уже перебор.

 

Как сейчас ситуация на рынке?

 

Сейчас лучше. Но еще три года назад, когда начались проблемы и с ковидом, и с финансами, клиентам нужна была в первую очередь дешевизна. Нужны были дешевые вывески. Не скрою, что и от нас клиенты уходили. Раз-два уйдут, а потом возвращаются. Почему? Мы даем 5 лет гарантии на свои вывески. В случае чего мы приезжаем и ремонтируем. Это не совсем правильный подход с точки зрения бизнеса. Меня уже ругали ребята за это. Спрашивали, зачем я это делаю? Ведь за эти 5 лет я мог бы сделать 3-4 вывески этому же клиенту. Я отвечаю, да, мог, а мог и не сделать. Сгорит она через 2 года, клиент пойдет к другому, сделал у другого, вывеска еще год-два провисела. Пошел к третьему. Возможно, он вернется ко мне, но сколько кругов ада он пройдет? Я сторонник того, чтобы делать вывески качественными и с долгим сроком эксплуатации.

Это не касается каких-то компаний, которые раз в два года проводят ребрендинг, меняют логотип. Им это, в принципе, не важно. А каким-то компаниям, конечно, лучше переплатить и сделать вывеску с долгосрочной гарантией, зная, что она проработает те самые гарантированные 5 лет.

 

Анатолий, Вы практикуете взаимодействие с киноиндустрией. Масса технических решений используется при съемках современного кино. Что-то удалось использовать или какие-то интересные решения перенести из киноиндустрии в рекламную отрасль?

 

Тут скорее всего, все наоборот. Я в киноиндустрии использую решения рекламной отрасли. Например, мы занимаемся оформлением съемочных площадок, реквизит изготавливаем. Работа очень интересная. Ставится задача режиссером или художником-постановщиком, как и что оформить, как это придумать. Всё, начинаем работать. Но я понял, что некоторые вещи из рекламной индустрии, не совсем подходят для киноиндустрии. Те же самые светодиоды. Оператор приходит настраивать свет, смотрит по своим приборам и говорит - не пойдет. Свет другой, свет неправильный, мерцание, какие-то колебания, альфа-каналы и прочее-прочее. И я понимаю, что наши светодиоды не совсем подходят для выстраивания киносвета. Это если подходить именно с точки зрения кино. Для телевизионных программ и сериалов там иная ситуация.

Мой друг очень плотно начал заниматься кино. Меня позвал в качестве помощи и потихоньку-помаленьку я стал продюсировать его проекты. Отучился на продюсера, получил диплом и сейчас совмещаю работу и увлечение.

 

А это происходит в московских регионах или же у Вас, в Сибири?

 

На самом деле, неважно, где это проходит. Часть фильма мы снимали в Братске, часть в Москве. Почему нам выгоднее в Братске? Здесь у нас есть всё: локации, люди для массовки или для должностей, которые не требуют специальных навыков. Нам проще с размещением гостей, нам выгоднее пригласить сюда актёров, оплатить им перелет, проживание, здесь их отснять и отправить снова в Москву. Понятно, что основные дальнейшие действия (покраска фильма, спецэффекты, переозвучка и прочее) проходят в Москве, потому что там и оборудование, и студии. Поэтому снимать стараемся здесь, а пост-продакшн – в Москве.

 

Анатолий, думаете ли Вы об открытии офиса в Москве? Или же вы сибирский, коренной предприниматель?

 

Друзья с недвижимостью в Москве предлагали мне переезжать туда, открываться. Обещали помочь. Более того, в Москве есть минимум три рекламные агентства, которые меня всегда ждут и предлагают должности от технического директора до руководителя компании. В Казань меня постоянно зовут, говорят, бросай все, переезжай. Но я, наверное, все-таки, как вы сказали, коренной сибиряк. Почему? Допустим, у каждого предпринимателя должна быть отдушина, нужно что-то для себя делать, просто перезагрузиться. Что для меня может быть перезагрузкой? С утра начинается рабочий день, к обеду уже голова кипит, в обед я сажусь в машину и через 3 минуты я в яхт-клубе, сажусь на катер и еще через 3 минуты я отошел от берегов, искупался, позагорал, что-нибудь перекусил, вернулся назад, и в два часа я уже на работе. То есть в обеденный перерыв я успеваю сделать полную перезагрузку. Или, скажем, на выходные я приезжаю в лес, в тайгу, где нет ни связи, ни телефонов, вообще ничего, и возвращаюсь другим человеком. И я вновь полон энергии. Будучи на отдыхе, я нахожу какие-то варианты, решения, интересные моменты, которые можно применить на практике.

 

Мы с Вами общались в 2021 году, когда брали у Вас интервью. Последний вопрос: что за это время в Вас лично изменилось как в руководителе, как в человеке?

 

Достаточно сложный вопрос. Если в качестве развития бизнеса, то мы приобрели новое оборудование, новых заказчиков, новые интересные проекты. Движение идёт. В личной жизни всё хорошо, всё спокойно. На данный момент мне интересна тема киноиндустрии. За это время она сильно на меня повлияла. Дает мне дополнительный стимул, интерес и параллельно нагружает мозг.


Лучшие работы компании см. здесь.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв